«Танки-предтечи» из Франции…

«Танки-предтечи» из Франции…
Самый странный прототип танка на свете: «ползоход» инженера Буаро. Фото Landships.info

«Приготовьтесь к войне,
Возбудите храбрых;
пусть выступят,
поднимутся все ратоборцы.
Перекуйте орала на мечи
И серпы ваши – на копья;
Слабый пусть говорит: «я силён».
(Иоиль 3,9-10)
Танки мира. Не так давно на ВО появился материал про… французский танк «Рено», и в нём было заявлено, что это французы вдохновили англичан на создание первого танка, ну, много всего там было написано интересного… кроме того, что действительно следовало бы написать. А следовало бы написать, что да, действительно первыми машины для действия на поле боя в Первую мировую войну начали строить именно они, французы, вот только вдохновить их «танки» кого-то и на что-то могли разве что случайным образом, настолько они были несовершенными технически. И это действительно так, потому что самый первый изготовленный ими в металле «танк», цель которого была рвать заграждения из колючей проволоки и прокладывать дорогу своим войскам, на танк не походил совершенно! И да, «устройство» это было построено во Франции, а называлось оно «машина Буаро». Причём построить её удалось в двух вариантах, и оба они по праву заслуживают название самых необычных боевых машин того времени.

Едва только манёвренный период Первой мировой войны закончился, как французским солдатам пришлось тут же столкнуться с заграждениями из колючей проволоки, которые им нужно было как-то преодолевать!

«Танки-предтечи» из Франции…
Вот он во всей красе – воистину «велик и по-настоящему ужасен»! Фото Landships.info

«Ползоход» Буаро

Резать их специальными ножницами было прежде всего опасно. Рвать снарядами – слишком дорого и иррационально. И вот тут-то своё слово и решил сказать инженер М. Буаро, первая машина которого была испытана на местности уже в декабре 1914 года. Всякому, кто её видел, она представлялась, наверное, чем-то чудовищным, поскольку это была восьмиметровая рама, состоявшая из шести плоских плит, соединённых с помощью шарниров. Внутри неё конструктор разместил некую кабину пирамидальной формы, в которой стоял мотор мощностью всего 80 л.с. и были предусмотрены места для двух членов экипажа. Кабина имела колёса и могла медленно перекатываться по рельсам внутри рамы, при этом огромные плиты, словно гусеничные траки, «мостили» перед этим чудовищем дорогу.

«Танки-предтечи» из Франции…
А вот на схеме «ползоход» выглядит нелепо, но не страшно! Фото Landships.info
То есть плиты поочерёдно падали сверху на грунт и… своим весом рвали и вдавливали в землю проволочные заграждения, ну а за машиной вполне свободно могла идти пехота. И так как вес у неё был 30 тонн, да к тому же ещё и габариты соответствующие, то и дорогу она могла проложить через самые многорядные заграждения. Только вот скорость у неё была всего лишь 3 км/ч! К тому же она совершенно не могла поворачивать! Вдобавок ещё и представляла собой просто замечательную цель для вражеской артиллерии. Поэтому сразу после испытаний от неё отказались.

«Танки-предтечи» из Франции…
Вот надо же было такое придумать… Фото Landships.info

«И как же она поворачивала?»

Буаро, однако, духом не пал, а тут же предложил военным более компактную версию с бронированным корпусом, меньше по размерам, которая теперь могла не только рвать колючую проволоку, но и форсировать траншеи шести футов шириной. Но… скорость всего 1 км/ч, равно как и радиус поворота, составлявший 100 метров, не оставили ей ни малейшего шанса быть принятой на вооружение. Кстати, совершенно не ясно, каким же образом она это делала, и что за механизм на ней стоял.

«Танки-предтечи» из Франции…
«Буаро № 2». Машина стала меньше, компактнее, но, пожалуй, на вид ещё ужаснее… Фото Landships.info
«Танки-предтечи» из Франции…
А это она же во время испытаний на местности. Фото Landships.info
Но раз она хоть как-то поворачивала, значит, что-то «поворотное» на ней всё-таки было. И на этот раз конструктор даже предложил установить в её дверцах, справа и слева по бортам, вооружение из двух пулемётов, для чего увеличил экипаж «машины» до 3 человек. Но и в таком вооружённом и усовершенствованном виде она «не пошла»!

«Танки-предтечи» из Франции…
Наверное, они тоже недоумевают – а где же у неё руль? Фото Landships.info

«Брето-Прето» – побеждать резаком и пулемётом

О провале «машин Буаро» узнал другой француз – инженер Д. Л. Брето, и идеи Буаро вдохновили его на свой собственный вариант машины для преодоления проволочных заграждений. Только вот он решил не давить их, а резать при помощи особого механического резака, представлявшего собой вертикальную пилу с механическим приводом. Образец для испытаний взялась изготовить фирма «Прето», из-за чего это новое устройство и получило двойное название: «Брето-Прето». В законченном виде оно представляло собой пятитонный забронированный колёсный трактор, вооружённый пулемётом «Гочкис» в небольшой башне.

«Танки-предтечи» из Франции…
Устройство Брето. Сами зубья были неподвижными и служили только лишь для захвата проволоки, а резала их особая цепь, устроенная по принципу современной мотопилы
Испытания сразу 10 таких «тракторов» начали проводить 22 августа 1915 года. Выяснилось, что… в целом машина неудачная. Тогда в сентябре решили поставить приспособление Буаро на бронеавтомобиль «Рено» М.1915, причём из-за добавочного веса пулемётную башню потребовалось снять. Но и с этой машиной ничего путного не получилось. И тогда в качестве шасси решили использовать гусеничный трактор «Джеффри Квад», поставлявшийся во Францию из США и использовавшийся французской армией в качестве транспортёра-буксировщика тяжёлых орудий. Однако и его шасси с «лунным рельефом» на поле боя не справилось. Он застрял в траншее, откуда его еле-еле вытащили. Третья конструкция – на базе трактора «Бэби Холт», имела корпус из специальной котельной стали и поступила на испытания в декабре 1915 года. Резак Брето на него даже ставить не стали, а постарались прежде всего выяснить уровень его проходимости. Полностью бронированный «Бэби Холт» планировалось вооружить двумя пулемётами «Гочкис» – один в носу справа по курсу, а другой в башне, установленной на корпусе. Вот это уже хотя бы как-то было похоже на танк, и опыт работы над этой машиной в какой-то мере отразился на дизайне танка «Шнейдер» СА.1.

«Танки-предтечи» из Франции…
Цепная пила на тракторном колёсном шасси

«Электротрактор» Габэ и Обрио

Затем ещё два французских инженера Поль Обрио и Густав Габе всё в том же 1915 году на шасси сельскохозяйственного трактора «Фильтц» соорудили странную, очень даже странную боевую машину, в чём-то похожую на бронебашню с двумя передними тракторными колёсами большого диаметра, которые были ведущими. Вооружение – 37-мм скорострельная пушка. Экипаж – два человека: водитель и командир, который одновременно был и стрелком, то есть и наводчиком орудия, и заряжающим. Но самое необычное в её конструкции кроме внешнего вида заключалось в двигательной установке, в качестве которой они использовали электромотор, получавший питание по тянущемуся за этим «трактором» кабелю.

«Танки-предтечи» из Франции…
«Крепость» – машина Габэ и Обрио. Фото из книги «Рассвет славы»
Внутри этот «танк» не имел ни батарей, ни электрогенератора – ничего! Зато был кабель, который сматывался со специальной катушки. И уже к ней подсоединялся либо мобильный, либо стационарный источник тока! Разумеется, боевая машина, за которой волочится «хвост» из кабеля, для армии была признана совершенно непригодной. И хорошо уже то, что оба конструктора это поняли и предложили усовершенствованный вариант, имевший в корпусе бензиново-электрическую двигательную установку и вдобавок на гусеничном ходу. Машина имела длину 6 м, ширину – 2,5 м, высоту – 2 м, боевой вес – 8-10 тонн. В августе 1915 года военные заказали конструкторам 10 таких «танков» для проведения испытаний. Но двигатель мощностью всего 45 л.с. оказался слишком слабым. Заявленной скорости поэтому и эта их машина так и не развила.

«Танки-предтечи» из Франции…
Боевая машина П. Фрота. Как видите, тогда строили всё подряд, даже не задумываясь о том, будет ли это вообще работать.
Фото Landships.info

«Тяни-толкай» Фрота

Ну а в марте опять же 1915 года инженер П. Фрот, работавший в компании «Северный канал», также предложил «боевую машину», похожую на… «тяни-толкай». Весила она 10 тонн, имела два поста управления и могла двигаться на поле боя вперёд-назад, даже не разворачиваясь. Заграждения из колючей проволоки она должна была давить за счёт формы корпуса и колёс, на которые эта проволока бы попадала. Двигатель в 20 л.с. находился в центре корпуса. Экипаж из 9 человек включал четырёх стрелков-пулемётчиков и трёх их помощников. Скорость машины была всего 3-5 км/ч, и к тому же выяснилось, что на пересечённой местности передвигаться она фактически не могла.

«Танки-предтечи» из Франции…
Боевая машина П. Фрота. Рисунок современного художника
«Танки-предтечи» из Франции…
На поле боя она была совершенно беспомощна… Фото Landships.info
Вот это, собственно говоря, и все достижения французской инженерной мысли, которые в 1915 году могли хотя бы в чём-то вдохновить англичан…

«Танки-предтечи» из Франции…
В итоге на поле боя вышли вот такие ромбовидные машины, которые и стали первыми в мире танками! Кадр из кинофильма «Новый Гулливер» (1935)
Более подробно обо всех вышеназванных машинах вы, уважаемые читатели ВО, можете прочитать опять-таки на наших страницах в материалах прошлых лет:
Экспериментальная инженерная машина Appareil Boirault №2 (Франция)
Проекты сочлененных танков Boirault Train Blindé (Франция)
Бронемашина Frot-Laffly (Франция)

Есть и интересная литература, посвящённая этой теме, причём и на русском, и на английском языке:
1. Ричард Огоркевич. Танки: 100 лет истории. Издание на русском языке, ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2019.
2. Vauvallier, F. (2014). The Encyclopedia of French Tanks and Armoured Fighting Vehicles 1914—1940. Histoire and Collections Publishing, France.
3. Zaloga, S. (2010). French Tanks of WW1. Osprey Publishing.

P.S. Администрация сайта и автор выражают глубокую благодарность А. Шепсу за выполненные им иллюстрации к статье.

Источник: topwar.ru



Добавить комментарий