Новые боевые самолеты для российской армии в 2010—2020 годах

Новые боевые самолеты для российской армии в 2010-2020 годах
Су-34 — самый массовый самолет 2010—2020 гг.

Текущие Госпрограммы развития вооружений, рассчитанные на длительные периоды, предусматривают массовую закупку разнообразных образцов для всех родов войск. Особое место в этих программах занимает закупка боевых и учебно-боевых самолетов для военно-воздушных сил и морской авиации. В последние годы в этом направлении удалось получить весьма примечательные результаты и создать задел для дальнейшей модернизации.

Числа и рекорды

По открытым данным, в период с 2010 по 2020 г. включительно российские вооруженные силы получили не менее 525-530 учебных и боевых самолетов новой постройки – не считая военно-транспортные и пассажирские или технику других классов. Это в разы превышает общий объем поставок за два предыдущих десятилетия. Основная масса самолетов, более 490 ед., была построена и поставлена в рамках Госпрограммы на 2011—2020 гг.

В целом динамика поставок авиационной техники демонстрировала всю пользу составления четких программ закупки и увеличения финансирования этого направления. Так, в 2010 г. армии передали всего 16 новых самолетов, а в следующем 2011-м – 19 ед. Уже в 2012 г. объемы поставок выросли до 29 ед., а в 2013-м армия получила более 60 самолетов. 2014 и 2015 гг. стали рекордными в этом отношении – 101 и 89 ед. соответственно.

Новые боевые самолеты для российской армии в 2010-2020 годах
Один из немногочисленных МиГ-29КУБ авиации Северного флота, ноябрь 2020 г.
В дальнейшем наблюдалось постепенное сокращение общих объемов строительства и поставок. В 2016 г. промышленность сдала 70 самолетов. В следующие два года объемы оставались на уровне 50 ед., а в 2019-м только 20. В прошлом году вновь наблюдался небольшой рост.

Подобная динамика поставок вполне понятна. В первые годы прошлого десятилетия авиационная промышленность завершала выполнение текущих контрактов, которые сами по себе не отличались большими объемами. Последние поставки по этим заказам осуществлялись уже после старта Госпрограммы-2020. В 2011 г. были заключены новые крупные контракты, и буквально за пару лет заводы набрали необходимый темп производства. Это и объясняет рекорды середины десятилетия.

Рост объемов поставок в 2013-16 гг. позволил удовлетворить основную часть текущих требований ВВС и морской авиации, вследствие чего в дальнейшем темпы производства стали сокращаться и постепенно вернулись на уровень 2011-12 гг. Впрочем, вскоре ожидается новый рост. В 2020 г. Минобороны разместило несколько новых заказов на ту или иную технику. Соответственно, самолеты этих партий войдут в статистику уже в 2021 г. или позже.

Новые боевые самолеты для российской армии в 2010-2020 годах
МиГ-35, используемые для наработки опыта, декабрь 2020 г.
Следует напомнить, что новые боевые и учебные самолеты производятся не только для нужд собственной армии. Партии из десятков машин регулярно передаются зарубежным заказчикам. Впрочем, по разным данным, общие объемы иностранных заказов за рассматриваемый период уступают поставкам в ВВС и ВМФ. Таким образом, потенциал нашей промышленности значительно выше, чем требуется для выполнения требований армии. Польза такого резерва производственных мощностей очевидна.

«МиГ» в динамике

В 2010—2020 гг. наблюдалась специфическая ситуация с поставками истребителей марки «МиГ». Подобные самолеты остаются на вооружении, однако их число невелико и уступает технике другого производителя. Кроме того, по-прежнему отсутствуют крупные заказы на строительство новых машин. В итоге за последние 10 лет армия получила менее 50 ед. МиГ-29 и МиГ-35 разных модификаций. Этот факт особенно интересен в свете того, что в 2009 г. был выполнен контракт на 34 самолета МиГ-29СМТ и МиГ-29УБ.

С 2010 по 2012 г. новые самолеты «МиГ» в армию не попадали. Только в 2013-м сдали по две единицы МиГ-29К и МиГ-29КУБ. Годом позже морская авиация получила вторую пару учебно-боевых машин, а также восемь МиГ-29К. Последняя поставка модификации «К» имела место в 2015 г. – 10 ед. Таким образом, для обновления группировки палубных истребителей было построено 20 одноместных и 4 учебно-боевых самолета.

Новые боевые самолеты для российской армии в 2010-2020 годах
Су-30СМ Балтийского флота, апрель 2020 г.
В том же 2015 г. на вооружение поступили три новых МиГ-29СМТ и пара МиГ-29УБ. В 2016-м приняли 11 машин «СМТ», и поставки вновь прекратились на несколько лет. Только в 2019 г. промышленность сдала по одному МиГ-35С и МиГ-35УБ. В 2020 г. достроили еще три самолета МиГ-35С и один «УБ». Ожидается, что строительство техники «МиГ» будет продолжаться, однако его темпы пока будут ограниченными.

Рекорды «Сухого»

Основная масса поставок новых боевых самолетов пришлась на технику марки «Су». В 2010—2020 гг. ВВС и ВМФ получили более 370 самолетов шести типов. При этом одним модели производились достаточно крупной серией, тогда как другие вошли в статистику в минимальных количествах. К примеру, ВВС пока получили лишь один серийный Су-57, а строительство Су-27СМ было завершено еще в 2011 г. в связи с появлением более новых модификаций.

В 2010-11 гг. армии передали всего четыре истребителя Су-30М2. В 2013 г. приняли еще три новые машины, а в 2014-16 гг. их парк увеличился на 13 ед. Получив 20 таких самолетов, заказчик свернул их производство.

Новые боевые самолеты для российской армии в 2010-2020 годах
Пара Су-35С последней серии, переданная Липецкому авиацентру, ноябрь 2020 г.
В 2012 г. ВВС получили первую пару новейших Су-30СМ, и в течение нескольких следующих лет темпы производства таких машин росли. Максимум был достигнут в 2015 г. – 27 ед. Последние Су-30СМ передали в 2018 г., завершив серию из 114 ед. В структуре поставок последнего десятилетия именно Су-30СМ является наиболее массовым истребителем.

В том же 2012 г. вооруженным силам поставили два первых серийных Су-35С. В следующем 2013-м сдали уже восемь, а затем установили рекорд – 24 ед. В 2015-16 гг. поставки сократились до 12 ед. в год, а с 2017 по 2020 г. сдавали по 10 машин. В общей сложности построили и передали заказчику почти сотню таких истребителей, что известным образом сказалось на боеспособности ВВС.

Особое место в программе модернизации фронтовой авиации занимает производство бомбардировщиков Су-34. Его запустили еще в конце двухтысячных годов, но на крупные темпы поставок вышли только в рамках Госпрограммы-2020. Так, в 2010 г. армии сдали всего четыре такие машины вдобавок к трем переданным ранее. В 2011-м поставили 6 ед. Уже в следующем году в строй встали 14 самолетов, а в 2014-17 гг. получали по 16-18. В 2018 г. достроили 12 ед.; столько же суммарно вышло и в 2019—2020 гг. В общей сложности за рассматриваемый период ВВС приобрели 126 бомбардировщиков Су-34, причем почти все в период действия прошлой Госпрограммы.

Учебное направление

Особое значение для ВВС и морской авиации имеют учебно-боевые самолеты Як-130. Первая поставка серийной техники этого типа имела место в 2009 г. Затем производство продолжалось и набирало темпы. С 2011 по 2015 гг. армия заключила несколько крупных контрактов на Як-130, по которым в ВВС и ВМФ в общей сложности было поставлено более 105 ед. техники.

Новые боевые самолеты для российской армии в 2010-2020 годах
Строительство учебно-боевых Як-130 на Иркутском авиазаводе, август 2020 г.
До полноценного запуска Госпрограммы-2020 темпы строительства учебных самолетов были невелики – 6 ед. сдали в 2010 г. и всего 3 в 2011-м. Однако уже в 2012-13 гг. ВВС передали 15 и 18 самолетов соответственно. Пик имел место в 2014 г., когда в строй поставили 20 машин. Впоследствии ежегодные поставки колебались в пределах от 6 до 14 ед. в год. В связи с исполнением имеющихся контрактов в 2019 г. новые Як-130 заказчику не поставлялись, но в 2020-м армии передали 4 ед. следующего заказа.

Новые заказы

За счет грамотного планирования и резкого увеличения финансирования в 2010—2020 гг. удалось значительно обновить парк техники боевой авиации ВВС и ВМФ. Однако были решены далеко не все актуальные задачи в этой области, и новые меры по развитию будут приняты уже в рамках текущей Госпрограммы на 2018—2025 гг.

В первую очередь, необходимо продолжать производство современной авиационной техники как с целью повышения боеспособности войск, так и для постепенной замены устаревающих и списываемых машин. В прошлом году сообщалось о скором подписании новых контрактов на истребители и учебные самолеты всех основных типов. Поставки по этим заказам могут начаться уже в 2021 г. и решить часть имеющихся проблем. Имеются сведения о планах на десятки самолетов разных типов.

Новые боевые самолеты для российской армии в 2010-2020 годах
Поставки боевых самолетов вооруженным силам России в последние годы по данным Центра анализа стратегий и технологий
Нетрудно заметить, что в 2010—2020 гг. боевые самолеты строились только для тактической авиации, тогда как дальняя обновлялась исключительно за счет модернизации наличного парка. В ближайшее время ситуация начнет меняться. В этом году ожидается сдача первого бомбардировщика Ту-160М новой постройки, а в будущем численность таких машин вырастет. Позже, к середине десятилетия, ожидается запуск производства принципиально новых бомбардировщиков ПАК ДА.

Важный период

Таким образом, период 2010—2020 гг. имел большое значение для восстановления и модернизации российской боевой авиации. Ежегодные поставки техники в сравнении с предыдущими периодами выросли в разы. Наблюдался количественный и качественный рост. Кроме того, последние Госпрограммы вооружений положительно повлияли на состояние авиационной промышленности и связанных отраслей.

После 2020 г. процесс модернизации боевой авиации ВВС и ВМФ не остановится. Планируются и заключаются новые контракты, которые будут выполняться в течение нескольких следующих лет. На смену одному важному и ответственному периоду приходит другой – с похожими целями и задачами. При этом новые этапы перевооружения и модернизации будут строиться на фундаменте, заложенном в недавнем прошлом.

Источник: topwar.ru



Добавить комментарий