Самый странный прототип танка на свете: «ползоход» инженера Буаро. Фото Landships.info
«Приготовьтесь к войне,
Возбудите храбрых;
пусть выступят,
поднимутся все ратоборцы.
Перекуйте орала на мечи
И серпы ваши – на копья;
Слабый пусть говорит: «я силён».
(Иоиль 3,9-10)
Танки мира. Не так давно на ВО появился материал про… французский танк «Рено», и в нём было заявлено, что это французы вдохновили англичан на создание первого танка, ну, много всего там было написано интересного… кроме того, что действительно следовало бы написать. А следовало бы написать, что да, действительно первыми машины для действия на поле боя в Первую мировую войну начали строить именно они, французы, вот только вдохновить их «танки» кого-то и на что-то могли разве что случайным образом, настолько они были несовершенными технически. И это действительно так, потому что самый первый изготовленный ими в металле «танк», цель которого была рвать заграждения из колючей проволоки и прокладывать дорогу своим войскам, на танк не походил совершенно! И да, «устройство» это было построено во Франции, а называлось оно «машина Буаро». Причём построить её удалось в двух вариантах, и оба они по праву заслуживают название самых необычных боевых машин того времени.
Едва только манёвренный период Первой мировой войны закончился, как французским солдатам пришлось тут же столкнуться с заграждениями из колючей проволоки, которые им нужно было как-то преодолевать!
Вот он во всей красе – воистину «велик и по-настоящему ужасен»! Фото Landships.info
«Ползоход» Буаро
Резать их специальными ножницами было прежде всего опасно. Рвать снарядами – слишком дорого и иррационально. И вот тут-то своё слово и решил сказать инженер М. Буаро, первая машина которого была испытана на местности уже в декабре 1914 года. Всякому, кто её видел, она представлялась, наверное, чем-то чудовищным, поскольку это была восьмиметровая рама, состоявшая из шести плоских плит, соединённых с помощью шарниров. Внутри неё конструктор разместил некую кабину пирамидальной формы, в которой стоял мотор мощностью всего 80 л.с. и были предусмотрены места для двух членов экипажа. Кабина имела колёса и могла медленно перекатываться по рельсам внутри рамы, при этом огромные плиты, словно гусеничные траки, «мостили» перед этим чудовищем дорогу.
А вот на схеме «ползоход» выглядит нелепо, но не страшно! Фото Landships.info
То есть плиты поочерёдно падали сверху на грунт и… своим весом рвали и вдавливали в землю проволочные заграждения, ну а за машиной вполне свободно могла идти пехота. И так как вес у неё был 30 тонн, да к тому же ещё и габариты соответствующие, то и дорогу она могла проложить через самые многорядные заграждения. Только вот скорость у неё была всего лишь 3 км/ч! К тому же она совершенно не могла поворачивать! Вдобавок ещё и представляла собой просто замечательную цель для вражеской артиллерии. Поэтому сразу после испытаний от неё отказались.
Вот надо же было такое придумать… Фото Landships.info
«И как же она поворачивала?»
Буаро, однако, духом не пал, а тут же предложил военным более компактную версию с бронированным корпусом, меньше по размерам, которая теперь могла не только рвать колючую проволоку, но и форсировать траншеи шести футов шириной. Но… скорость всего 1 км/ч, равно как и радиус поворота, составлявший 100 метров, не оставили ей ни малейшего шанса быть принятой на вооружение. Кстати, совершенно не ясно, каким же образом она это делала, и что за механизм на ней стоял.
«Буаро № 2». Машина стала меньше, компактнее, но, пожалуй, на вид ещё ужаснее… Фото Landships.info
А это она же во время испытаний на местности. Фото Landships.info
Но раз она хоть как-то поворачивала, значит, что-то «поворотное» на ней всё-таки было. И на этот раз конструктор даже предложил установить в её дверцах, справа и слева по бортам, вооружение из двух пулемётов, для чего увеличил экипаж «машины» до 3 человек. Но и в таком вооружённом и усовершенствованном виде она «не пошла»!
Наверное, они тоже недоумевают – а где же у неё руль? Фото Landships.info
«Брето-Прето» – побеждать резаком и пулемётом
О провале «машин Буаро» узнал другой француз – инженер Д. Л. Брето, и идеи Буаро вдохновили его на свой собственный вариант машины для преодоления проволочных заграждений. Только вот он решил не давить их, а резать при помощи особого механического резака, представлявшего собой вертикальную пилу с механическим приводом. Образец для испытаний взялась изготовить фирма «Прето», из-за чего это новое устройство и получило двойное название: «Брето-Прето». В законченном виде оно представляло собой пятитонный забронированный колёсный трактор, вооружённый пулемётом «Гочкис» в небольшой башне.
Устройство Брето. Сами зубья были неподвижными и служили только лишь для захвата проволоки, а резала их особая цепь, устроенная по принципу современной мотопилы
Испытания сразу 10 таких «тракторов» начали проводить 22 августа 1915 года. Выяснилось, что… в целом машина неудачная. Тогда в сентябре решили поставить приспособление Буаро на бронеавтомобиль «Рено» М.1915, причём из-за добавочного веса пулемётную башню потребовалось снять. Но и с этой машиной ничего путного не получилось. И тогда в качестве шасси решили использовать гусеничный трактор «Джеффри Квад», поставлявшийся во Францию из США и использовавшийся французской армией в качестве транспортёра-буксировщика тяжёлых орудий. Однако и его шасси с «лунным рельефом» на поле боя не справилось. Он застрял в траншее, откуда его еле-еле вытащили. Третья конструкция – на базе трактора «Бэби Холт», имела корпус из специальной котельной стали и поступила на испытания в декабре 1915 года. Резак Брето на него даже ставить не стали, а постарались прежде всего выяснить уровень его проходимости. Полностью бронированный «Бэби Холт» планировалось вооружить двумя пулемётами «Гочкис» – один в носу справа по курсу, а другой в башне, установленной на корпусе. Вот это уже хотя бы как-то было похоже на танк, и опыт работы над этой машиной в какой-то мере отразился на дизайне танка «Шнейдер» СА.1.
Цепная пила на тракторном колёсном шасси
«Электротрактор» Габэ и Обрио
Затем ещё два французских инженера Поль Обрио и Густав Габе всё в том же 1915 году на шасси сельскохозяйственного трактора «Фильтц» соорудили странную, очень даже странную боевую машину, в чём-то похожую на бронебашню с двумя передними тракторными колёсами большого диаметра, которые были ведущими. Вооружение – 37-мм скорострельная пушка. Экипаж – два человека: водитель и командир, который одновременно был и стрелком, то есть и наводчиком орудия, и заряжающим. Но самое необычное в её конструкции кроме внешнего вида заключалось в двигательной установке, в качестве которой они использовали электромотор, получавший питание по тянущемуся за этим «трактором» кабелю.
«Крепость» – машина Габэ и Обрио. Фото из книги «Рассвет славы»
Внутри этот «танк» не имел ни батарей, ни электрогенератора – ничего! Зато был кабель, который сматывался со специальной катушки. И уже к ней подсоединялся либо мобильный, либо стационарный источник тока! Разумеется, боевая машина, за которой волочится «хвост» из кабеля, для армии была признана совершенно непригодной. И хорошо уже то, что оба конструктора это поняли и предложили усовершенствованный вариант, имевший в корпусе бензиново-электрическую двигательную установку и вдобавок на гусеничном ходу. Машина имела длину 6 м, ширину – 2,5 м, высоту – 2 м, боевой вес – 8-10 тонн. В августе 1915 года военные заказали конструкторам 10 таких «танков» для проведения испытаний. Но двигатель мощностью всего 45 л.с. оказался слишком слабым. Заявленной скорости поэтому и эта их машина так и не развила.
Боевая машина П. Фрота. Как видите, тогда строили всё подряд, даже не задумываясь о том, будет ли это вообще работать.
Фото Landships.info
«Тяни-толкай» Фрота
Ну а в марте опять же 1915 года инженер П. Фрот, работавший в компании «Северный канал», также предложил «боевую машину», похожую на… «тяни-толкай». Весила она 10 тонн, имела два поста управления и могла двигаться на поле боя вперёд-назад, даже не разворачиваясь. Заграждения из колючей проволоки она должна была давить за счёт формы корпуса и колёс, на которые эта проволока бы попадала. Двигатель в 20 л.с. находился в центре корпуса. Экипаж из 9 человек включал четырёх стрелков-пулемётчиков и трёх их помощников. Скорость машины была всего 3-5 км/ч, и к тому же выяснилось, что на пересечённой местности передвигаться она фактически не могла.
Боевая машина П. Фрота. Рисунок современного художника
На поле боя она была совершенно беспомощна… Фото Landships.info
Вот это, собственно говоря, и все достижения французской инженерной мысли, которые в 1915 году могли хотя бы в чём-то вдохновить англичан…
В итоге на поле боя вышли вот такие ромбовидные машины, которые и стали первыми в мире танками! Кадр из кинофильма «Новый Гулливер» (1935)
Более подробно обо всех вышеназванных машинах вы, уважаемые читатели ВО, можете прочитать опять-таки на наших страницах в материалах прошлых лет:
Экспериментальная инженерная машина Appareil Boirault №2 (Франция)
Проекты сочлененных танков Boirault Train Blindé (Франция)
Бронемашина Frot-Laffly (Франция)
Есть и интересная литература, посвящённая этой теме, причём и на русском, и на английском языке:
1. Ричард Огоркевич. Танки: 100 лет истории. Издание на русском языке, ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2019.
2. Vauvallier, F. (2014). The Encyclopedia of French Tanks and Armoured Fighting Vehicles 1914—1940. Histoire and Collections Publishing, France.
3. Zaloga, S. (2010). French Tanks of WW1. Osprey Publishing.
P.S. Администрация сайта и автор выражают глубокую благодарность А. Шепсу за выполненные им иллюстрации к статье.
Источник: topwar.ru