Самолет для своей ниши. Short C-23 Sherpa

Самолет для своей ниши. Short C-23 Sherpa
Выкатка первого серийного C-23A, 9 августа 1984 г.

К началу восьмидесятых годов на вооружении ВВС США имелся целый ряд военно-транспортных самолетов с разными характеристиками. Однако возникли новые задачи, и ни один из наличных образцов не мог справиться с ними. Ответом на такой вызов стал новый транспортник Short C-23 Sherpa.

Проблемы снабжения

В начале восьмидесятых годов специалисты США и НАТО провели очередное исследование перспектив ВВС и выдали рекомендации по их дальнейшему развитию. Было установлено, что существующий парк военно-транспортных самолетов не является оптимальным инструментом для снабжения авиабаз и аэродромов развертывания в Западной Европе. В условиях крупной войны это грозило срывом боевой работы тактической авиации.

Выходом из такой ситуации мог бы стать новый легкий ВТС. От него требовалось перевозить грузы массой более 2 т размером с турбореактивные двигатели американских самолетов, выполнять посадку и взлет с укороченных полос, осуществлять полеты в характерных европейских метеоусловиях и т.д.

Самолет для своей ниши. Short C-23 Sherpa
Первый самолет серии, вид сбоку
В 1982 г. Пентагон выпустил предварительные требования к перспективному самолету, и вскоре получил первые заявки. Через несколько месяцев, в 1983-м дали старт полноценной программе разработки под названием EDSA (European Distribution System Aircraft – «Самолет европейской системы распределения грузов»).

Конкурсный этап

Заявки на конкурс EDSA подали семь компаний из США и других стран НАТО. В соответствии с требованиями заказчика, все проекты основывались на существующих образцах техники. В дальнейшем это упростило оценку проектов и выбор наиболее удачных, а также последующее строительство и эксплуатацию.

После изучения предложений Пентагон выбрал двух финалистов. Ими оказались модификация пассажирского самолета «330» под названием Sherpa от британской компании Short Brothers и модернизированный самолет C-12 Aviacar, созданный при сотрудничестве испанской фирмы CASA и американской McDonnell Douglas.

Самолет для своей ниши. Short C-23 Sherpa
Легкий C-23A и тяжелый C-5A
В 1982-83 гг. два самолета прошли заводские и армейские испытания. Более удачным посчитали британский ВТС «Шерпа». В марте 1984 г. компания Short получила первый заказ стоимостью 165 млн долл. на 18 серийных машин и их обслуживание в течение 10 лет. Также выдали опцион на 48 самолетов стоимостью почти 500 млн долл. Серийные самолеты должны были поступить на снабжение ВВС США под обозначением C-23A Sherpa.

Технические особенности

Разработка будущего C-23A заняла минимальное время. Дело в том, что базовый самолет Short 330 довели до серии в 1975-76 гг., и сразу после этого занялись созданием его специализированных модификаций. В частности, прорабатывались транспортные варианты с бортовыми дверями и кормовой рампой. Последний проект получил развитие, и уже в 1982 г. состоялся первый полет опытной машины.

C-23A представлял собой двухмоторный турбовинтовой подкосный высокоплан с Н-образным хвостовым оперением. Самолет построили на основе фюзеляжа длиной 17,7 м с квадратным поперечным сечением и характерными обводами носа и хвоста. Использовалось прямое крыло размахом 22,76 м с развитой механизацией, упрощающей взлет и посадку. Планер в основном выполнялся из алюминия с отдельными стальными деталями.

Самолет для своей ниши. Short C-23 Sherpa
Работа с грузом — турбореактивным двигателем, 1985 г.
В гондолах на центроплане находились два турбовинтовых двигателя Pratt & Whitney Canada PT6A-45-R мощностью по 1200 л.с. Моторы оснащались пятилопастными винтами изменяемого шага марки Hartzell диаметром 2,82 м.

Внутри фюзеляжа удалось разместить грузопассажирскую кабину длиной 8,85 м и сечением 1,98 х 1,98 м. В ее носовой части, на левом борту, имелась дверь. В хвосте поместили опускаемую рампу, по бокам от которой имелись две бортовые двери. В кабине можно было разместить до 30 человек, до 3 стандартных грузовых поддонов или иную нагрузку. Для упрощения погрузочных работ на полу кабины устанавливались три направляющие с роликами.

Самолет управлялся двумя пилотами, третий член экипажа отвечал за работу с грузами. В ходе переработки исходного проекта «330» были внедрены новые приборы и системы, соответствовавшие стандартам НАТО и обеспечивавшие полноценную эксплуатацию в составе ВВС.

Пустой ВТС C-23 весил 6,5 т, а максимальная взлетная масса достигала 10,4 т. Допускалась посадка на любые полосы при массе не более 10,25 т. Полезная нагрузка – 3175 кг. Запас топлива превышал 2 т.

Самолет для своей ниши. Short C-23 Sherpa
ВТС C-23B армейской авиации
Эффективная силовая установка в сочетании с грамотно построенным крылом позволяла летать с крейсерской скоростью 350 км/ч и обеспечивала скорость сваливания не менее 135 км/ч. Длина разбега и пробега, в зависимости от нагрузки и типа ВПП, не превышала 1000—1200 м. Дальность полета с максимальным грузом и полными баками превышала 360 км. Максимальная дальность – 1240 км, но нагрузка при этом сокращалась до 2,2 т.

Самолеты в ВВС

Выполнение заказа ВВС не отличалось сложностью. Уже в августе 1984 г. на заводе Short в Белфасте выкатили первый серийный самолет. В ближайшие годы построили еще 17 единиц первой партии. В 1985-86 г. принятые машины перебросили в континентальную Европу. Согласно планам ВВС, военно-транспортные самолеты должны были базироваться на аэродроме Цвайбрюккен в ФРГ и при необходимости вылетать на другие авиабазы, обеспечивая перевозку разнообразных грузов и личного состава. По расчетам, суммарный годовой налет новых ВТС должен был достигать 12 тыс. часов.

Несмотря на высокую нагрузку, полученные C-23A справлялись с возложенными задачами. Вследствие этого ВВС решили не реализовывать опцион и не заказывать новые самолеты. Активная эксплуатация самолетов Sherpa в «европейской системе распределения» с постоянными полетами между разными базами продолжалась до конца 1990 г., когда в НАТО приняли план о сокращении сил в Европе.

Самолет для своей ниши. Short C-23 Sherpa
C-23B в Ираке, декабрь 2003 г.
Весь парк легких ВТС вывели в США, после чего списали и раздали разным структурам. Три машины отправились в летную школу авиабазы Эдвардс, где они служили до 1997 г. и полной выработки ресурса. Восемь «Шерп» передали армейской авиации, а семь оставшихся подарили Лесной службе США.

Армейская авиация

К моменту получения восьми C-23A от ВВС сухопутные войска уже располагали техникой этого семейства. Еще в середине восьмидесятых армия заказала четыре Short 330 для работы на полигоне Кваджалейн. Затем заказали еще десять самолетов – для Национальной гвардии и ремонтных подразделений. Интересно, что техника первой партии сохранила прежнее обозначение «330», а ВТС Нацгвардии переименовали в C-23B.

В 1990 г. планировался контракт на 20 самолетов C-23A новой постройки для армии и Нацгвардии, но компания Short уже успела закрыть их производство. Вместо этого армии пришлось купить подержанные самолеты Short 360 и глубоко модернизировать их. Обновлению подверглась бортовая аппаратура; также заменили хвостовое оперение и установили рампу. Такие самолеты обозначались как C-23B+ Super Sherpa. Позже перестроили еще два гражданских «360».

Самолет для своей ниши. Short C-23 Sherpa
Отработка транспортных миссий в суровых условиях Аляски, апрель 2011 г.
В 2003 г. несколько самолетов C-23B/B+ перебросили в Ирак для обеспечения деятельности американского контингента. Они стали удобным дополнением к более тяжелым ВТС и выгодной альтернативой для вертолетов. Кроме того, для участия в разведывательной операции Constant Hawk специальную аппаратуру установили на семь C-23B. Два из них столкнулись и разбились по пути в Ирак, а остальные успешно работали в течение нескольких лет.

В двухтысячных годах реализовывалась программа модернизации по проекту C-23C, предусматривавшая замену части оборудования. Такое обновление прошли 43 машины. Также разрабатывался проект C-23D, но по нему успели переделать только четыре самолета, после чего работы остановились.

Не только в армии

В 2007 г. Пентагон принял принципиальное решение об отказе от морально устаревших Short C-23B/B+ и их замене современным самолетом аналогичного класса. К этому времени на вооружении сухопутных войск имелось 43 машины; в Нацгвардии числилось не более 16 ед. В ближайшие годы «Шерпы» планировалось списать и распродать. Вместо нее планировалось закупить итальянские самолеты Alenia C-27J Spartan.

Самолет для своей ниши. Short C-23 Sherpa
Разгрузка самолета, эксплуатировавшегося Нацгвардией, 2013 г.
Такое коммерческое предложение заинтересовало двух американских перевозчиков. Несколько C-23B купила компания Era Aviation, обслуживающая маршруты над Аляской. Другая партия перешла в собственность Freedom Air и перелетела на о. Гуам. Еще одним гражданским эксплуатантом стала филиппинская авиакомпания Royal Star.

К середине десятых годов восемь самолетов передали бразильской армии. Такое же количество машин отправили в качестве поддержки в Джибути. Кроме того, сообщалось о возможной поставке техники в Эстонию и на Филиппины.

Два самолета передали музеям. Один из Short 330, эксплуатировавшихся на полигоне Кваджалейн, сейчас находится в авиационном музее г. Миллвилл. В экспозиции аэропорта Beaver County Airport в Пенсильвании присутствует один из C-23C, ранее принадлежавших армии.

Самолет для своей ниши. Short C-23 Sherpa
Списанные C-23B/B+/C на базе хранения, март 2020 г.
Оставшиеся самолеты переведены на базу Дэвис-Монтен для длительного хранения. При наличии соответствующего решения, они могут отправиться на ремонт перед продажей новым эксплуатантам – или пойти на утилизацию.

В своей нише и не только

В рамках полноценного серийного производства компания Short Brothers построила всего 18 самолетов C-23A Sherpa. Опцион на 48 машин так и не реализовали. Тем не менее, новые эксплуатанты нуждались в больших количествах такой техники – и перестраивали близкие по конструкции самолеты Short 330 и Short 360. За счет этого парк C-23A/B/B+ увеличился почти на 40 единиц.

Самолет Short C-23 Sherpa создавался под специфическую нишу в системе логистики ВВС США и, как показала эксплуатация, полностью соответствовал своей роли. Он мог бы оставаться в строю десятилетиями и обеспечивать работу баз. Однако в 1990 г. ситуация изменилась, и необходимость в такой технике пропала. Планы по дальнейшему производству отменили, а вскоре ВВС отказались от более не нужных самолетов.

Впоследствии эксплуатацию C-23 и его версий освоили другие структуры, в т.ч. из других стран. Во всех случаях ВТС Sherpa успешно справлялись с поставленными задачами и получали высокие оценки. Впрочем, положительный опыт не перевесил специфическую роль и особенности эксплуатации. C-23 не стал по-настоящему массовым, и сейчас его история приближается к своему завершению.

Источник: topwar.ru



Добавить комментарий