Очень интересная машина. Сплошные противоречия. «Энсон» не задумывался, как боевой самолет. Но это в те годы было совершенно нормально. Он не обладал выдающимися летными характеристиками. Он не обладал хорошей дальностью полета. Вооружение не было сильной стороной самолета.
Многие эксперты критиковали этот самолет. Многие держали его для сравнения в качестве худшего.
И тем не менее, этот самолет только в Королевских ВВС Великобритании прослужил 34 года. Принят на вооружение в 1935 году, «уволен» в 1968. Для неудачной конструкции как-то многовато, не находите?
Идем в историю.
Почтовый Avro-652
«Энсон», повторюсь, не задумывался как боевая машина. Его разработали как пассажирский самолет. Современный для того времени проект свободнонесущего моноплана с наворотами. Многие конструкторы в разных странах проектировали такие машины. Те же Хейнкель, Дорнье и Юнкерс, например.
Но немцы проектировали свои пассажирские машины с тем прицелом, чтобы использовать их в качестве бомбардировщиков. А здесь несколько иное дело.
В далеком 1933 году компания «Imperial Airways» заказала авиационной фирме A.V.Roe&Co., которую мы знаем под сокращенным названием «Avro», конструирование небольшого самолета для почтовых перевозок.
Главный конструктор «Avro» Рой Чедвик спроектировал забавный самолетик Avro-652.
Самолет был прост, но не шедевр. Двухмоторный (двигатели Armstrong Siddeley «Cheetah» V по 270 л. с.), деревянный (каркас металлический), даже с убирающимся шасси! Правда, механизм приводился в действие ручной лебедкой. А для уборки шасси надо было аж 140 раз провернуть рукоятку.
Два члена экипажа сидели рядом в кабине пилотов, управление было дублированным, четыре пассажира размещались в салоне. С управлением, кстати, понятно, кто-то же должен вести машину в набор высоты, пока второй пилот будет шасси убирать.
Патрульный Avro-652А
И вот, год спустя, когда британское военное ведомство объявило конкурс на патрульный самолет, в руководстве «Avro» решили поучаствовать. А, собственно, почему нет? Поставить двигатели помощнее, пару пулеметов – и дело в шляпе!
В этом был резон. Патрульный самолет – это не истребитель. Он должен неторопливо (чтобы можно было внимательно осматривать горизонт) тарахтеть на небольшой высоте и с небольшой скоростью. Главное – долго. И «Avro-652А» этим требованиям в принципе отвечал.
Так родился военный вариант. Двигатели установили «более мощные», аж в 295 л. с. каждый. И оборонительное вооружение из двух пулеметов 7,69-мм. А в бывшем салоне для пассажиров разместили дополнительный бак для топлива и бомбоотсек. Не самое лучшее соседство, но почти 300 фунтов бомб самолет мог взять.
Проекты были рассмотрены, и в финале оказались неожиданно две машины: наш герой «Авро 652А» и «Де Хевилленд» DH-89M. Кстати, «Де Хевилленд» тоже не стали сильно напрягаться и также переделали пассажирский лайнер.
DH-89M
Одновременно «Avro» выпустила и гражданскую версию. Самолеты получили собственные имена «Авалон» и «Аватар» и успешно пролетали на линиях до 1939 года. Но фирма уже потеряла интерес к гражданскому строительству и бросила все силы на военный заказ.
В целом, в условиях приближающейся войны очень разумный ход. И, кстати, гражданские «Avro» в 1941 году реквизировали и отправили в летные школы ВВС в качестве учебных самолетов.
Ну а 24 марта 1935 года в воздух поднялся первый военный «Avro-652А».
От своего предка самолет отличался и внешне, и внутри. На самолет установили турель от фирмы «Armstrong Whitwort» от бомбардировщика «Уитли» (об этом красавце мы писали недавно) под пулемет «Льюис» 7,69-мм. Турель не была верхом аэродинамичности и легкости, но их было в достатке.
Второй пулемет, курсовой, был установлен в кабине, в левой ее части.
Бомбовую нагрузку разместили под полом пассажирской кабины, в центроплане. Шесть держателей обеспечивали подвеску двух бомб по 100 фунтов (45 кг) и еще четырех - по 20 фунтов (9 кг). Также можно было брать сигнальные ракеты и дымовые буи.
Двигатели Armstrong Siddеley «Cheetah IX» мощностью в 350 л. с. могли разогнать самолет до 300 км/ч.
Экипаж состоял из трех человек, пилота, пилота-штурмана и стрелка-радиста.
«Avro-652А» выиграл у конкурента от «Де Хевилленд», так как конкурент летал еще медленнее и на ещё меньшую дальность. И детище «Avro» приняли на вооружение, дав самолету имя «Энсон», в честь английского адмирала XVIII века. Военное ведомство выдало впечатляющий заказ на 174 самолета.
Кстати, это был первый моноплан, поступивший на вооружение английских ВВС, и одновременно первый у них самолет с убирающимися шасси.
«Энсоны» на экспорт
«Энсон» начал свою военную службу и зарекомендовал себя настолько хорошо в качестве патрульного самолета, что к нему начали проявлять интерес за рубежом. Особенно страны с побережьем, которое надо контролировать.
Австралия заказала 12 машин. После опробования увеличила заказ еще на 36 самолетов. Часть самолетов комплектовалась оборудованием для слепых полетов от фирмы «Сперри». А всего до начала Второй мировой войны Австралия получила 82 «Энсона».
Три самолета приобрела Финляндия. Один – Эстония.
Самолет с эмблемами финских ВВС
Кстати, эстонский самолет вскоре достался советским ВВС и вошел в состав авиации 22 корпуса РККА в Прибалтике. Там этот «Энсон» встретил начало войны, но его дальнейшая судьба неизвестна.
Один самолет достался Египту, четыре самолета купила Ирландия, 6 из заказанных 25-ти получила Турция, остальные были реквизированы.
12 «Энсонов» попали в Грецию, а 6 машин Британия подарила Ираку.
С иракскими машинами вышло забавно: ровно через полгода британцы разнесли свои подарки в ходе авиаудара 2 мая 1941 года, когда подавляли мятеж прогермански настроенного премьер-министра Ирака Рашида Али аль-Гайлани.
Отбомбились по своим ПЛ
Но основная масса «Энсонов» оказалась в ведении Берегового командования Королевских ВВС Великобритании.
Там самолет исправно выполнял задачи по патрулированию прибрежных акваторий вплоть до начала Второй мировой войны практически без изменений в конструкции. Был, правда, увеличен экипаж на одного человека, и штурман-наблюдатель стал разгрузкой для пилотов. Ещё пулеметы «Льюис» заменили на более современные «Виккерс К».
К 1939 году стало ясно, что «Энсон» устарел и неплохо бы его заменить. Замена нашлась в виде американского «Хадсона», который тоже был переделан из пассажирского «Локхид-14» и представлял собой следующее поколение самолетов. «Хадсон» летал чуть ли не вдвое быстрее и втрое дальше «Энсона».
Однако началась война и 12 эскадрилий Берегового командования вошли в нее на «Энсонах».
Вступили «Энсоны», скажем так, бодро. Первым днем боевых действий называют 5 сентября 1939 года, когда «Энсоны» начали атаковать немецкие подводные лодки.
Да, первыми в бой вступили именно «Энсоны» из 233-й эскадрильи и атаковали подводные лодки. Две. Но увы, эти лодки не были немецкими, а совсем даже наоборот, они были своими.
К огромному счастью британских подводников, экипажи этих самолетов не обладали должной выучкой и потому один из них просто промахнулся, а второй… Второй сбросил бомбы с недопустимо низкой высоты, и они отрикошетировали от водной поверхности. А затем, ожидаемо, рванули в воздухе!
«Энсон» оказался настолько изрешечен осколками, что не смог дотянуть даже до берега. И экипажу пришлось спасаться на надувной лодке.
«Энсоны» против «мессершмиттов»
Но если говорить о победах, то и они были.
Да, «Энсон» из 500-й эскадрильи успешно атаковал в тот самый день немецкую подводную лодку и вроде бы ее потопил.
Вообще, та работа, которая свалилась на экипажи «Энсонов» и их машины, внушает уважение. - Разведка для атлантических конвоев, спасательные операции, метеорологическая служба, патрулирование, поиск и уничтожение подводных лодок противника.
Учитывая, что «Энсон» так и остался слабо вооружённым медлительным самолетом, без бронирования, даже без протектирования баков – службу на нем нельзя назвать легкой.
С другой стороны, приятным моментом был небольшой радиус действия немецких истребителей, которые редко можно было встретить в открытом море.
Однако, бывали и исключения. Над Ла-Маншем немцы весьма часто встречали возвращающиеся или идущие на патрулирование «Энсоны». И обычно эти встречи ничего хорошего «Энсонам» не сулили. В июне 1940 года три «Энсона» над Ла-Маншем встретились с девяткой Bf-109, возвращавшейся после сопровождения бомбардировщиков на Британию.
Произошел бой, в результате которого британские самолеты не просто уцелели, а сбили два «мессершмитта». Оправданием для немцев могла бы служить спешка, вызванная нехваткой топлива, но тем не менее: показательный бой.
В другой ситуации, в июле того же 1940 года, экипаж «Энсона» бросился на помощь британским тральщикам, которых «прессовали» четыре Bf-110. Британцы смело вступили в бой и сбили один Bf-110. Понятно, что потом три остальных разнесли британский самолет в клочья, но экипаж был спасен теми же тральщиками.
Вообще стоит заметить, что пилоты Берегового командования отличались как хорошей подготовкой, так и высочайшим воинским духом. Ибо ничем иным объяснить успехи, которые одерживали пилоты «Энсонов» на своих самолетах, нельзя, да и охоты нет. Летчики и стрелки Берегового командования вели себя более чем достойно в той войне, не особенно задумываясь о последствиях, атакуя противника, зачастую превосходящего их самолеты по всем параметрам.
8 ноября 1939 года «Энсон» из 500-й эскадрильи напал на две летающие лодки «Дорнье» Do-18 и одну из них сбил. На боевом счету эскадрильи «Энсонов» числятся также бомбардировщик Хейнкель Не-111 и двухмоторный поплавковый гидросамолет Хейнкель Не-115, а также еще одна летающая лодка «Дорнье».
Довооружали, как могли
Летчики понимали, что в плане огневой мощи «Энсон» совершенно не идеал, а потому, как могли, так и пытались усилить вооружение своих самолетов. Техники монтировали пулеметы в боковых окнах, закрывая мертвые зоны по бортам самолетов. Командир 500-й эскадрильи на своей машине установил 20-мм пушку «Испано», стрелявшую вниз назад через люк в фюзеляже. Его примеру последовали многие другие летчики.
С течением войны боевую нагрузку «Энсонов» довели до 500 фунтов (227 кг), и самолеты смогли брать в бомболюк 2 глубинные бомбы по 250 фунтов. Некоторые самолеты оснастили радиолокаторами ASV для поиска надводных целей. «Энсоны» продолжали летать над морем в составе поисково-спасательных подразделений.
2,5 тысячи учебных «Энсонов»
Начиная с 1942 года, «Энсоны» начали уступать место в строю «Хадсонам». А сами стали получать назначения в учебные эскадрильи.
Самолет оказался очень удобен для обучения и пилотов, и штурманов. Очень сложно сказать, сколько именно летчиков и штурманов Королевских ВВС обучились своей профессии в «Энсонах». Но цифра в 2 476 самолетов, собранных специально в качестве учебных, говорит сама за себя.
Эти машины выпускались без вооружения, но все с той же турелью от «Армстронг-Уитворт». Купол турели оказался очень удобен для обучения штурманов как астрофизический. Некоторые из самолетов оборудовались радиокомпасами различных типов с открытыми кольцевыми или заключенными в обтекатели антеннами.
А для летчиков, которым предстояло пилотировать многомоторные самолеты, надежный, экономичный, дешевый и простой до примитивности «Энсон» подходил как нельзя лучше.
Отдельной серий были выпущены 313 самолетов с новыми турелями с гидравлическим приводом от бомбардировщика «Бленхейм» (изделие «Бристоль» В.I MkVI) для обучения бортстрелков.
Парадокс, но производство «Энсонов» не только не пошло на спад по мере того, как он становился учебным самолетом, но наоборот выросло. И так как «Энсону» суждено было стать основной учебной машиной для Королевских ВВС (понятно, кроме истребителей), то в 1939 году ВВС выдали фирме «Avro» заказ на 1 500 самолетов, а в 1942 году – еще на 800.
Так получилось, что основную пользу самолет принес именно как учебная машина для подготовки пилотов, штурманов и стрелков.
Кстати, всю войну продолжался и экспорт «Энсонов». Австралийцы, которым самолет понравился, использовали полученные машины всю войну в качестве патрульного, противолодочного, транспортного самолета. «Энсоны» прослужили там не только всю войну, но и надолго остались после нее в строю. Последний австралийский «Энсон» списали в 1968 году.
Использовались самолеты в ВВС Южно-Африканского союза и в Канаде.
Модификации «Энсонов»
По мере отказа от использования «Энсона» в качестве боевого самолета, его начали использовать и как транспортный.
В 1943 году появилась модификация Х, с усиленным полом, позволявшая перевозить некоторое количество грузов.
В 1944 году выпускаются модификации XI и XII, специальные военно-транспортные варианты «Энсона», которые планировалось использовать как штабные, связные и санитарные самолеты. Всего было изготовлено 90 самолетов типа XI и 246 единиц типа XII. Все они эксплуатировались в Королевских ВВС Великобритании.
В Канаде было развернуто свое производство «Энсонов», модификация «Энсон» II. На ней стояли американские моторы «Jacobs» L6MB по 330 л. с. Внешне самолет тоже отличался несколько иным остеклением кабины, иной конструкцией шасси и материалами, использованными в конструкции планера.
Всего было изготовлено 1 050 таких «Энсонов». Плюс еще на британских заводах было изготовлено 223 самолета модификации «Энсон» III с моторами Wright R-760-Е1 «Whirlwind» мощностью 300 л. с.
Еще 1 070 штук «Энсон» V было изготовлено без вооружения, как учебные самолеты с двигателями Pratt & Whitney R-985 «Wasp Junior» мощностью 450 л. с. «Энсоны» пятой модификации использовались канадскими ВВС до конца 50-х годов.
После того, как Вторая мировая закончилась, ожидаемо началась распродажа. Так как «Энсон» был заменен «Хадсоном», а столько летчиков уже не было нужды готовить, то казну Королевских ВВС начали пополнять.
«Энсоны» разлетелись буквально по всему миру, получив прописку в Бельгии, Египте, Иране, Израиле, Норвегии, Португалии, Саудовской Аравии, Нидерландах, Франции (рекордсмен по закупке – 223 самолета), Кении, Уганде, Сингапуре, Бахрейне, Иордании, Дании.
Пассажирский «Авро-19»
Но в условиях мирного времени многие страны хотели вернуться к нормальным пассажирским перевозкам. Тут фирма «Авро» решила быть в теме и создала еще в конце войны гражданский вариант «Энсона» XII, с иллюминаторами, приличной звукоизоляцией для того времени. Салон переделали под размещение 9 пассажиров.
Назвали его «Авро-19». И после войны самолет вполне нормально курсировал в составе многих авиакомпаний Великобритании. Некоторые машины даже ушли на экспорт. Всего было выпущено 263 машины «Авро-19».
Рабочий пони
Естественно, служба в качестве учебного самолета продолжалась. После войны, без спешки, можно было создавать специализированные самолеты для всех видов обучения.
«Энсон» Т.20 – учебный бомбардировщик с полностью остекленной передней частью и бомбовыми прицелами. Т.21 – летающий класс штурманской подготовки. Т.22 – самолет для подготовки радистов.
Последний «Энсон» модификации Т.21 был сдан заказчику в мае 1952 года.
Получается, что непрерывный выпуск «Энсонов» всех модификаций составил 17 лет. Не рекорд, но цифра вполне себе приличная.
Если говорить о количестве, то всего было выпущено 11 020 «Энсонов» всех видов. 8 138 изготовила фирма «Avro», 2 882 единицы произвели в Канаде.
Но снятие с производства не означает, что самолет снят с эксплуатации, не так ли? Так и получилось. «Энсон» служил до 1968 года. Последней войной для него стала гражданская война в Нигерии, где работали шесть санитарных «Энсон» С.19.
И в том же 1968 году срок службы этого самолета был окончен. Только в британских ВВС «Энсоны» прослужили 34 года.
Возможно, отдельные машины в странах «третьего мира» прослужили и дольше, но достоверной информации на этот счет не имеется. Но, учитывая простоту и надежность – запросто могли.
Интересная жизнь у этого весьма неказистого самолета, не правда ли? Ни тебе рекордов, ни сногсшибательных перелетов, ни впечатляющих побед и прочих успехов.
Обыкновенный самолет, «рабочий пони» Королевских ВВС и не только их, просто надежно служивший и делавший свою работу там, где это было необходимо. Искал, спасал, воевал, учил.
Настоящий рядовой воздушного флота, удержавший на своих крыльях ровно столько, сколько было нужно.
ЛТХ Anson Mk.I
Размах крыла, м: 17,20
Длина, м: 12,88
Высота, м: 3,99
Площадь крыла, кв.м: 38,09
Масса, кг
— пустого самолета: 2 438
— нормальная взлетная: 3 629
Двигатель:
2 х Armstrong-Siddеley «Cheetah IX» х 350 л. с.
Максимальная скорость, км/ч: 303
Крейсерская скорость, км/ч: 254
Практическая дальность, км: 1 271
Практический потолок, м: 5 790
Экипаж, чел:
3-5
Вооружение:
— один неподвижный, направленный вперед 7,69-мм пулемет в носовой части
— один 7,69-мм пулемет в надфюзеляжной турели
— до 163 кг бомб.
Источник: topwar.ru