Магнитные волны объясняют загадку внешнего слоя атмосферы Солнца

Ученые выявили связь между магнитными волнами в хромосфере Солнца и областями большого количества ионизированных частиц в горячих источниках внешней атмосферы звезды.

Ученые из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и Итальянского космического агентства объединили наблюдения солнечного телескопа Данна в Нью-Мексико (США) с данными со спутников, расположенных рядом с Землей, чтобы выявить связь между магнитными волнами в хромосфере Солнца и областями большого количества ионизированных частиц в горячих источниках внешней атмосферы звезды. Результаты исследования опубликованы в The Astrophysical Journal. Новость появилась на сайте Университетского колледжа Лондона.

Чрезвычайно горячий внешний слой Солнца – корона – сильно отличается по химическому составу от более холодных внутренних слоев. Впервые это заметили еще полвека назад. Но почему отличается – было не известно.

Одно из объяснений состоит в том, что в среднем слое солнечной атмосферы (хромосфере) магнитные волны проявляют силу, которая разделяет плазму Солнца на различные компоненты, так что только ионные частицы переносятся в корону, оставляя нейтральные частицы позади (из-за чего во внешней атмосфере накапливаются такие элементы, как железо, кремний и магний).

Существование магнитных волн – колебаний ионов, движущихся в определенном направлении, – было впервые описано в 1942 году, и считается, что они генерируются миллионами нановспышек или мини-взрывами, происходящими в короне каждую секунду.

Исследовательская группа из США и Италии проследила направление волн, моделируя диапазон магнитных полей, и обнаружила, что волны, отражающиеся в хромосфере, по-видимому, магнитно связаны с областями большого количества ионизированных частиц в короне.

«Теперь, благодаря уникальной комбинации наземных и космических наблюдений за солнечной атмосферой, проводимых почти одновременно, стало возможным окончательно обнаружить магнитные волны в хромосфере и связать их с обилием элементов в короне, которые не встречаются во внутренних областях Солнца», – отмечают авторы работы.

Понимать процессы, формирующие корону, очень важно, так как ученые пытаются лучше изучить солнечный ветер, поток заряженных частиц, исходящий от Солнца, который может разрушить и повредить спутники и инфраструктуру на Земле. Последнее открытие позволит ученым проанализировать солнечный ветер и проследить, где он рождается в атмосфере Солнца.

[Фото: UNIVERSITY COLLEGE LONDON]