Приношу свои извинения за то, что сделал такую паузу. Непросто найти полную информацию, а тем более сложновато в наше время с фотографиями. Но в течение ближайшего времени я намерен загладить свою вину, благо, есть чем.
А раз так, то мы вернемся во Францию, во времена, когда американцы работали над «Пенсаколой», о которой шла речь в последней публикации.
Как только по кораблям ударили Вашингтонским соглашением, французы стали реагировать. Очень оперативно, что было вполне естественно, потому что крейсеров у Франции на тот момент фактически не было. Самые «свежие» были 1906 года постройки, то есть… сами понимаете. Броненосные/бронепалубные, прошедшие войну. В 20-х годах – не просто смешно.
Поэтому сразу по подписанию Вашингтонских документов французский морской генштаб приказал строить новые крейсера. Естественно, исходя из водоизмещения в 10 000 тонн и орудий главного калибра 203 мм.
Но в планах это были не эскадренные корабли, которые работали бы в связке с линейными кораблями или выполняли иные функции. Новым крейсерам была уготована роль быстрых, но тяжеловооруженных разведчиков-скаутов. Как бы намекалось, что при встрече с коллегами из противоположного лагеря, эти крейсера будут иметь преимущество, фатальное для противника.
За основу был взят проект первых послевоенных крейсеров «Дюгэ-Труэн», которые увеличили на 2 000 тонн по водоизмещению. Однако из предыдущих статей мы уже прекрасно знаем, что «мы хотим» и «10 000 тонн» – это ни о чем.
В результате решили проектировать два корабля: один - с максимально возможной скоростью, в ущерб защите, а другой - с усиленной защитой за счёт снижения скорости. Второй - это будущий «Сюффрен».
Но по первому проекту сразу все стало очень печально. Поняли, что «Дюгэ-Труэн» + 2000 тонн – это для такого корабля маловато.
Новые крейсера должны были нести по восемь 203-мм орудий главного калибра, четыре 100-мм зенитных орудия, а также два 550-мм четырёхтрубных торпедных аппарата и противолодочные бомбомёты.
Не получилось, и пришлось «резать по живому». Торпедные аппараты и бомбометы сняли совсем, вместо 100-мм весьма перспективных универсалок установили 75-мм зенитные орудия, плюсом была замена 40-мм лицензионных «пом-помов» на новые зенитные автоматы калибром 37 мм.
А скорость трогать было нельзя, она должна была составлять 34 узла. Ну и что оставалось проектировщикам? Правильно, убирать броню. Точнее, ее даже заложить толком не смогли, потому что 450 тонн брони на корабле в 10 000 тонн водоизмещения – ну, это даже не смешно, а трагично. Напомню, что у итальянского «Тренто», который я в свое время критиковал именно за отсутствие брони, вес брони составлял 880 тонн. В два раза больше. А уж британский «Каунти» с его 1025 тоннами и вообще смотрелся закованным в сталь рыцарем.
Не зря французские моряки назвали крейсера «картонными». В этом плане они получились еще более «тонкими», чем их итальянские коллеги.
Но, вообще, недостаток бронирования – это был бич всех первых крейсеров-«вашингтонцев» во всех странах. А что касается наших героев, так они в первое временя были зачислены в легкие крейсера, и только после того, как Лондонское соглашение 1930 года прописало различия между двумя классами крейсеров, «Дюкены» вдруг стали первыми тяжелыми крейсерами.
Назвали корабли в честь исторических личностей.
Авраам Дюкен, маркиз дю Буше, вице-адмирал французского флота - один из величайших морских героев Франции, который провоевал всю свою сознательную жизнь, и, надо сказать, отменно.
Анн Иларион граф де Турвиль - ученик и соратник Дюкена.
Личности более чем достойные, вопрос только в том, насколько были достойны таких имен корабли…
Итак, что представляли собой эти корабли в плане ТТХ.
Водоизмещение:
— стандартное: 10 160 т
— нормальное: 11 404 т
— полное: 12 435 т
Размеры:
— длина: 185 м
— ширина: 19,1 м
— осадка: 5,85 м
Силовая установка:
4 ТЗА «Rateau-Bretagne», 8 котлов «Gtiyot - clu Temple» мощностью 120 000 л.с.
Скорость:
34 узла
Бронирование:
— коробчатая защита погребов от 20 до 30 мм
— башни, барбеты, рубка – 30 мм
Вооружение
— 4 x 2 орудия М1924 203-мм;
— 8 x 1 зенитных орудий 75-мм М1924;
— 8 x 1 зенитных автоматов 37-мм M1925;
— 6 x 2 пулеметов «Гочкис» 13,2-мм;
— 2 x 3 550-мм торпедных аппарата;
— 1 катапульта,
— 2 гидросамолета
Экипаж:
605 чел.
(у флагмана — 637 чел.)
Получился довольно странный корабль, как видите: с одной стороны, он немного (на 1 узел) превосходил по скорости эсминцы того времени («Бурраск» выдавал 33 узла), с другой стороны – бронирование было как у эсминца, но немного потолще.
Первоначальное предположение о концепции его применения как скаута, способного «навешать» разведчикам противника, смотрится немного самоуверенным. Бронирование в 30 мм – это, простите, даже от главного калибра эсминцев (100-130 мм) не защитит. Скорость… Да, уповали на нее, но последующий опыт войны (особенно у итальянцев) показал, что зря.
Так как за образец был взят «Дюгэ-Труэн», то и «Дюкен» сохранил полубачную конструкцию. В других странах от этой концепции отказались, да и сами французы впоследствии перестали строить такие крейсера. Все-таки гладкопалубная концепция была более выгодной, с точки зрения корабелов, в плане прочности.
«Дюкен» оказался похож на предка. Сложно сказать, хорошо это или плохо. Если бы Франция воевала на море… Конечно, неприятно обнаружить легкий крейсер, а потом вдруг понять, что это его родственник с 203-мм орудиями.
Броня
Несколько слов о бронировании, которого по факту не было. Коробчатая защита погребов боезапаса. Листы брони толщиной 30 мм по бокам и 20 мм на «крыше» и траверзах. Румпельное отделение – листы толщиной 17 мм.
Башни и барбеты были как у «Дюгэ-Труэна» защищены двуслойной броней. Башня 15+15 мм, барбет – 20+10 мм.
Боевая рубка также имела двуслойную броню 20+10 мм. Верхняя палуба изготавливалась из обычной стали толщиной 22 мм.
Вооружение
Здесь все почти красиво. Французские инженеры во все глаза смотрели на британские корабли, потому получилось похоже. Так как у французов не было до этого момента своих орудий 203 мм, то специально для крейсеров было разработано 203-мм орудие М1924 с длиной ствола 50 калибров.
Орудие получилось очень простым, но потому весьма надежным и с неплохими характеристиками. Два вида снарядов: бронебойный весом 123,1 кг и осколочно-фугасный весом 123,8 кг. Одинаковый вес обеспечивал одинаковую же баллистику снаряда, что в боевых условиях было полезно, так как не требовало дополнительной пристрелки при смене вида снарядов.
Снаряд летел с весьма неплохой начальной скоростью 850 м/с на расстояние 31,5 км при угле возвышения стволов 45 градусов. Дальность была признана даже избыточной, потому заряд уменьшили с 53 до 47 кг. Начальная скорость упала до 820 м/с, а дальность — до 30 км.
В самом начале Второй мировой войны на вооружение поступил новый бронебойный снаряд весом в 143 кг.
В 1939 году ввели новшество: в боевой заряд снарядов начали добавлять красящее вещество, чтобы облегчить пристрелку в том случае, если огонь вели несколько кораблей. У «Дюкена» разрывы окрашивались в красный цвет, снаряды «Турвиля» имели желтый цвет.
Идея весьма интересная, но не очень простая в исполнении. По факту для двух кораблей пришлось выпускать два разных боекомплекта, что было не слишком удобно. Зато если в бою оба крейсера стреляли бы по одному кораблю противника, то это, несомненно, дало бы хорошее преимущество.
Штатный боекомплект составлял 150 снарядов на ствол. Количество бронебойных и ОФ-снарядов могло варьироваться в зависимости от поставленных задач.
Управление артиллерийским огнем осуществлялось с КДП, расположенного на фок-мачте. Для этого на площадке были установлены два дальномера, базой 3 и 5 метров. Второй, запасной пост, находился в боевой рубке. Центральный артиллерийский пост располагался на верхней платформе и оборудовался вычислительным столом образца 1924 года и двумя вспомогательными вычислителями типа «авизо». На возвышенных башнях устанавливались 5-метровые дальномеры, с помощью которых расчеты могли самостоятельно управлять огнем группы башен.
Зенитное вооружение по сравнению в «Дюгэ-Труэном» увеличилось. Конечно, критикуемый за отсутствие такового «Дюгэ-Труэн», — совершенно не показатель, но тем не менее. По сравнению с ним «Дюкен» просто ощетинился стволами.
Четыре зенитных орудия 75 мм установили как у «Д-Т» побортно на первом ярусе надстройки, а еще четыре – на шлюпочной палубе.
ПВО ближней зоны составляли 8 новейших 37-мм полуавтоматических зенитных пушки М1925. Это были весьма хорошие орудия, снаряд весом 725 граммов вылетал со скоростью 850 м/с, скорострельность достигала 40 выстрелов в минуту, дальность стрельбы до 7 000 м.
И, что естественно для того времени, в зенитном вооружении не обошлось без пулеметов «Гочкис». Толку от них было мало, но сперва на корабли установили по четыре 8-мм пулемета М1914, а в 1934 году на юте крейсеров появились 4 спаренных 13,2-мм пулемета «Гочкис» М1931. Крупнокалиберные пулеметы в начале войны еще представляли хоть небольшую, но угрозу для самолетов. Впоследствии пулеметы снабдили бронещитами.
Торпедное вооружение состояло из двух трехтрубных 550-мм торпедных аппаратов типа 1925Т, располагавшихся на верхней палубе между трубами. В надстройке между аппаратами находилось 3 запасных торпеды и механизм перезарядки. Наведение аппаратов и стрельба торпедами могли осуществляться дистанционно из боевой рубки.
Кроме торпед крейсера могли принять по 15 глубинных бомб весом 35 кг. Во французском флоте была принята система обозначения глубинных бомб по весу боевого заряда. Полный вес 35-кг глубинной бомбы составлял 52 кг.
«Дюкен» и «Турвиль» стали первыми французскими крейсерами, у которых авиационное вооружение было частью проекта. Вообще, катапульту для запуска корабельных гидропланов испытали еще на «Примоге», но именно там стало ясно, что очень важно разместить катапульту правильно. Ют – не лучшее место, катапульта мешала работе кормовой группы башен, а самолеты заливало во время волнения на море.
Поэтому на «Дюкене» и «Турвиле» катапульту расположили между второй трубой и грот-мачтой. Для подъема и спуска гидросамолетов на воду служил 12-тонный кран с длиной стрелы 12,3 м, которая крепилась к основанию грот-мачты.
Крейсера могли нести 2 гидросамолета. Первый в боевом положении размещался на катапульте, второй — на шлюпочной палубе между трубами. Использовались гидросамолеты «Луар-Гурду-Лессер» L-3, которые вскоре сменили поплавковые монопланы «Гурду-Лессер» GL-810/811/812HY, а в апреле 1939 года крейсера получили летающие лодки «Луар-130».
Силовая установка
Восемь котлов типа «Гюйо — дю Темпль» с давлением пара 20 атмосфер, четыре ТЗА типа «Рато-Бретань», каждый с парой турбин переднего хода и одной — заднего. Номинальная мощность каждого агрегата составляла 30 000 л.с.
Оба крейсера в ходе проб не смогли продемонстрировать выдающихся результатов и лишь подтвердили проектную скорость 34 узла.
«Дюкен» выдал на коротком отрезке 35,3 узла, но заявленную скорость 34 узла смог держать на протяжении только 4 часов. «Турвиль» и того хуже: максимальная скорость 36,15 узла и всего 33, 22 узла на протяжении 6 часов.
Но в целом крейсера считались приличными в плане скорости, потому что при полной загрузке они спокойно развивали 31 узел без форсирования турбин и 30 узлов могли держать около суток при половинной мощности силовых установок.
Крейсера типа «Дюкен» обладали хорошими мореходными качествами. Считалось, что они ничем не уступают британским крейсерам типа «Каунти». «Дюкены» благодаря скуловым килям обладали умеренной бортовой качкой и могли держать ход в 30 узлов даже при волнении в 5 баллов.
Обитаемость крейсеров была критикуемой. Полубачная конструкция лишила корабли множества помещений, поэтому экипажу приходилось сложно. К тому же, неудовлетворительной оказалась вентиляция кубриков, что еще больше осложняло жизнь экипажа в южных широтах.
В общем, корабли получились довольно приличными, если закрыть глаза на отсутствие брони. Потому, когда в 30-х годах начали появляться корабли следующего поколения, более хорошо защищенные, первые тяжелые французские крейсера стали устаревать.
Существовал даже проект переделки крейсеров в авианосцы, но он не получил должной реализации по многим причинам.
Корабли, вполне естественно, прошли ряд модернизаций за все время своей службы.
В конце 1943 года с обоих крейсеров демонтировали катапульты и убрали самолеты. В марте 1944 года на «Турвиле» 4 зенитки 37 мм заменили на более эффективные 40-мм автоматы «Бофорс».
В конце войны оба крейсера прошли модернизацию, в ходе которой были демонтированы торпедные аппараты, грот-мачты и дальномерные посты на боевых рубках. Зенитки французского производства 37 мм заменили на 8 «Бофорсов». Существовали планы установок на корабли счетверенных «Бофорсов», но от этих планов отказались.
Вместо этого крейсера ощетинились стволами 20-мм «Эрликонов», «Дюкен» получил 16, а «Турвиль» — 20 таких автоматов, что однозначно вывело корабли на уверенный уровень в плане ПВО среди одноклассников.
Боевая служба
«Дюкен» и «Турвиль» начали службу в мае 1928 года, совмещая испытания с доустановкой оборудования. Корабли совершали учебные походы по миру, посещали французские колонии, а «Турвиль» вообще совершил кругосветное плавание в 1929 году. Девятимесячный поход прошел без единой поломки механизмов, что оставило самое благоприятное мнение о новых кораблях.
В ноябре 1929 года в Бресте была сформирована 1-я легкая дивизия 1-й эскадры, в которую вошли флагман «Дюкен», «Турвиль» и только что введённый в строй «Сюффрен». На крейсера дивизии была возложена подготовка гардемаринов морской академии.
С началом войны «Турвиль» действовал на Средиземном море. В ходе патрулирования между Бизертой и Бейрутом в декабре 1939 года крейсер перехватил и досмотрел 32 судна, а в январе-феврале 1940 года перевез из Тулона в Бейрут груз французского золота.
«Дюкен» базировался в Дакаре, где оставался до апреля 1940 года, осуществляя поиск германских рейдеров в Центральной Атлантике. Правда, в плане результатов было не очень.
В мае 1940 года оба крейсера получили назначение в Соединение «X», которое должно было действовать в Средиземном море совместно с британским флотом. Корабли приняли участие в нескольких операциях, например, набеге на Додеканезские острова. Далее соединение базировалось в Александрии, где экипажи узнали о перемирии.
В отличие от других мест базирования французского флота, в Александрии обошлось без сражений между французами и британцами. Корабли были разоружены, но остались под контролем Франции.
В 1942 году французские колонии в северной Африке перешли на сторону союзников, точнее, были присоединены. Новая администрация территорий начала переговоры с командующим эскадрой в Александрии адмиралом Годфруа о присоединении его кораблей к коалиции, но переговоры тянулись до 1943 года.
В мае 1943 года соглашение было заключено, и корабли эскадры Годфруа снова встали в строй. «Дюкен» и «Турвиль» перешли в Дакар и вместе с «Сюффреном» составили 1 эскадру крейсеров. Эскадра боролась с немецкими блокадопрорывателями в Атлантике до начала 1944 года. Правда, откровенно небольшая дальность действия не позволяла «Дюкену» и «Турвилю» действовать эффективно, а потому часто к рейдам их не привлекали.
«Дюкен» участвовал в высадке в Нормандии, правда, в резерве.
В конце войны крейсера участвовали в поддержке сил зачистки побережья Франции, а потом ушли на ремонт.
После войны крейсера вернулись в строй и далее ареной их действий стал Индокитай, в котором развивались важные для Франции события. «Дюкен» и «Турвиль» совершили по два похода каждый, участвовали в реоккупации Тонкина.
В августе 1947 года «Дюкен» был выведен в резерв, затем переведен в Алжир как корабль-база амфибийных сил, а затем был в 1955 году исключен из состава флота, после чего его в 1956 году продали на слом.
«Турвиль» с конца 1948 года использовался как плавучая казарма в Бресте. Из состава флота его исключили в 1961 году, а в 1963 — его окончательно разобрали на металл.
31 год и 37 лет. Довольно достойно.
Вопреки мнению, которое сегодня доминирует в отношении французских тяжелых крейсеров, все-таки первые тяжелые крейсера Франции создавались как хорошо вооруженные и быстроходные скауты. Разведка, а не защита коммуникаций или действия в составе эскадры линейных кораблей. Конечно, защита торговых коммуникаций учитывалась, но не была основной. Для этого корабли типа «Дюкен» все-таки не имели нормального бронирования.
Первым всегда сложно. Первые тяжелые крейсера Франции имели неплохой набор достоинств: прекрасную мореходность, хорошие скоростные качества, отличную артиллерию главного калибра. К середине войны, после модернизации, крейсера стали носителями вполне приличного ПВО, что также не могло не сказаться на боеспособности крейсеров.
Но и недостатков было более чем достаточно. Эти крейсера оказались слабейшими в плане бронирования среди всех тяжелых крейсеров мира. Кроме того, дальность действия французских крейсеров тоже была худшей из всех участников Второй мировой войны.
Но в целом, все первые «вашингтонские» крейсера являлись абсолютным компромиссом между водоизмещением и возможностью оснастить корабль всем необходимым. И усиление одних качеств пришлось создавать за счет ослабления (порой значительного) других.
Но даже в этом случае «Дюкен» и «Турвиль» могли служить примером несбалансированности характеристик.
Наверное, этим кораблям очень повезло, что они за долгий срок своей службы не приняли участие ни в одном нормальном морском сражении. Отсутствие боя с хотя бы примерно равным противником могло бы изрядно сократить срок службы. Но в данном случае – получилось довольно уверенно.
Источник: topwar.ru