Именем де Голля
Франция имеет на вооружении один авианосец (не считая универсальных десантных кораблей). Водоизмещение авианосца Charles de Gaulle – 42 000 тонн, что значительно больше, чем у итальянских Giuseppe Garibaldi и Cavour. На борту корабля могут базироваться до 40 летательных аппаратов. Основой его авиагруппы является истребитель Dassault Rafale. Машина интересная, знаковая для Европы, и в целом представляющая собой на данный момент вершину развития истребителей четвёртого поколения (близкие «по духу» Eurofighter Typhoon, но в отличие от него только начинают получать современные РЛС с активной фазированной антенной решёткой).
Отметившийся в сирийской кампании Charles de Gaulle – корабль далеко не старый. Его ввели в эксплуатацию в 2001 году. Для сравнения, «Адмирал Кузнецов» ввели в эксплуатацию в 1991-м. При этом по последним данным из озвученного ТАСС источника в судостроении – о списании пока что речь не идёт. Более того, в 2022 году модернизированный корабль должен выйти на ходовые испытания…
Программа Porte Avion Nouvelle Generation
При этом французы понимают, что Charles de Gaulle не вечен. О его замене говорили и раньше, только делалось это в качестве пространных предположений.
Сейчас же руководство Пятой Республики взялось за дело всерьёз. Как сообщил блог Центра анализа стратегий и технологий, во время своего недавнего выступления на головном предприятии французской атомной промышленной корпорации Framatome в городе Ле-Крёзо Эмманюэль Макрон сказал о старте практической реализации программы Porte Avion Nouvelle Generation (PANG), предполагающей разработку и постройку перспективного авианосца для французских ВМС. Корабль получит ядерную силовую установку.
Лидер Франции заявляет:
Как вы знаете, Charles de Gaulle завершит службу в 2038 году. Вот почему я решил, что будущий авианосец, которым будет вооружена наша страна и наш флот, будет ядерным, как и Charles de Gaulle. Ваш завод в Ле-Крёзо, который на протяжении своей долгой истории производил оборудование, необходимое для нашего флота, будет производить, среди прочего, несколько основных частей ядерного реактора будущего авианосца, выковывая и обрабатывая их прямо здесь. Этим выбором мы подтверждаем стремление Франции сохранить свою стратегическую независимость.
Показанные изображения дают общее представление о том, каким видят корабль. Сразу ясно, что Франция не хочет строить «Шарль де Голль номер два». Как, впрочем, и условный аналог нового британского авианосца типа Queen Elizabeth: лишённый, как известно, стартовой катапульты. И использующий в качестве основы авиакрыла истребители с укороченным взлётом и вертикальной посадкой F-35B: c довольно ограниченным (на фоне полноценного палубника F-35C) боевым радиусом.
В отличие от «британца» французский корабль должен получить три электромагнитных стартовых катапульты типа EMALS и аэрофинишеры AAG: всё как на новейшем американском авианосце «Джеральд Форд». Правда, Porte Avion Nouvelle Generation, или PANG (название программы, по которой создают корабль) будет всё же меньше заокеанского визави. Если водоизмещение (полное) последнего составляет 100 тысяч тонн, то авианосец ВМС Франции будет иметь 75 тысяч тонн, что, впрочем, намного больше, чем у теперешнего французского авианосца.
Предполагается, что длина создаваемого по программе PANG корабля составит 300 метров, а ширина – 30. В основе силовой установки должны лежать два ядерных реактора типа К22, имеющие тепловую мощность по 220 МВт каждый. Скорость полного хода авианосца составит примерно 27 узлов. В состав экипажа войдут две тысячи человек.
Корабль получит одну крупную надстройку и радиолокационный комплекс Thales SeaFire, имеющий четыре неподвижных АФАР на надстройке. Для защиты от атак с воздуха корабль сможет применять зенитные ракеты Aster и несколько артиллерийских 40-мм зенитных комплексов Thales/Nexter RapidFire.
Что касается авиагруппы, то её основу, как и можно было предположить, будет представлять истребитель нового поколения (чаще всего эту машину рассматривают как представителя шестого поколения), создаваемый в рамках программы Future Combat Air System. Если верить макету, представленному на Ле-Бурже 2019 (который, очевидно, олицетворяет лишь общее виденье авиастроителями текущей ситуации) – это довольно крупная опционально пилотируемая машина, которая сможет нести очень широкий набор вооружений и получит беспилотных ведомых.
Всего на борту перспективного корабля смогут базироваться около 30 таких машин. Помимо истребителей авианосец сможет нести несколько самолётов дальнего радиолокационного обнаружения и управления Northrop Grumman E-2D Advanced Hawkeye, вертолёты и БПЛА. Использовать их будут при помощи двух крупных подъёмников. В эксплуатацию корабль хотят ввести в 2038 году.
Море иллюзий
Конечно, перевооружение флота – дело важное и нужное. Тем более что Франция рассматривает себя как возможного политического лидера ЕС. Однако не стоит забывать и про другую сторону вопроса. В 2022-м в Пятой Республики должны пройти президентские выборы. И столкнувшийся с серьёзными и зачастую неразрешимыми вызовами Эмманюэль Макрон всячески старается заявить о себе.
Могла ли программа PANG начать реализовываться без Макрона и его тезиса о необходимости европейского оборонного суверенитета? Возможно. Однако нужно понимать, что строительство крупных кораблей – объективно не главная забота современной Франции. В этой связи примечательней всего история с новой атомной подлодкой для ВМС страны Suffren – головного корабля типа Barracuda. Её заложили в 2007 году и передали ВМС лишь в ноябре 2020-го. С заложенным в 2009 году вторым кораблём серии история примерно схожа.
Даже на фоне испытывающего очень большие трудности российского судостроения такие темпы, что называется, «ни в какие ворота». Лучше у Пятой Республики обстоят дела со строительством надводных кораблей: Naval Group, напомним, недавно спустила на воду последний фрегат типа FREMM, предназначенный для ВМС Франции. Это десятый фрегат FREMM, построенный Naval Group, и девятый – предназначенный для Военно-морских сил Франции.
Однако нужно понимать, что одно дело – строительство фрегатов, а другое – крупного атомного авианосца совершенно нового типа. Цели и задачи для которого, кстати, только предстоит определить: пока что потенциал авианосца выглядит совершенно избыточным. Возможно, французы со временем решат пойти другим путём, более рациональным. Построив больше одного авианосца, но с меньшим водоизмещением. Чтобы один из кораблей всегда находился в строю, в то время как другой будет проходить ремонт и модернизацию.
Ещё одну интересную идею в прошлом году выдвинула председатель Христианско-демократического союза (ХДС) Германии Аннегрет Крамп-Карренбауэр, предложив создать общеевропейский авианосец. Сейчас это больше похожа на шутку, однако со временем инициатива может показаться вполне разумной. По крайней мере, такая программа имела бы символичный характер, чего не скажешь про PANG. «Чисто» французский авианосец может стать символом только чрезмерных (для одной страны) трат, постоянных переносов сроков и несбывшихся иллюзий о возрождении былого величия.
Источник: topwar.ru